Главная » Воспоминания о ВЭФе
ВЭФ живет и развивается

Елена РЫЛЕЕВА, Телеграф
8 июля 2002 14:10



На первый взгляд огромная заводская территория ВЭФа выглядит удручающе. Серые корпуса, разбитые дороги и груды ржавого железа совсем не говорят о том, что на заводе еще теплится жизнь. Но оказывается, практически ни один корпус не пустует. Хотя большинство помещений снимают компании, не имеющие к ВЭФу никакого отношения, сам ВЭФ живет, работает и ищет любые пути для развития и получения прибыли.
Марка о шести концах

Много лет назад, когда ВЭФ был большим неделимым государственным предприятием, его имя было известно всему Советскому Союзу. Но потом завод разделился на множество филиалов, отличавшихся родом деятельности. А дальше начался процесс приватизации.

Сейчас под известной всем маркой VEF работают шесть компаний. Во-первых, это фирма, называющаяся просто VEF. Отличается она от других тем, что производит электронные табло, которые не делает больше ни одно "вэфовское" предприятие. Есть фирма VEF REC, занимающаяся машиностроением и производством металлических изделий. VEF Telekom, которая раньше производила радио, магнитофоны и телефонные аппараты, сейчас производит только телефоны. На бывшем большом заводе был отдельный цех, производящий печатные платы. Производство плат — процесс дорогой, связанный с химией и требующий, чтобы были специальные очистные сооружения. Именно этот цех перекупило предприятие Radiotehnika, которое сейчас носит название VEF Radiotehnika RRR.

От государственного завода отделилась компания, которая сейчас называется VEF-KTR. Она производит телефонные станции. Есть и еще одна фирма, работающая под маркой VEF un Co. Находится она в Айзкраукле и образовалась на базе филиала большого завода. Раньше этот филиал производил телефонные аппараты, а работающая сейчас на его месте компания к специфике завода имеет самое малое отношение, так как занимается продажей фильтров для воды и пр.

По следам приватизации

Если говорить, какая же из этих компаний имеет наибольшее отношение к гремевшему по одной шестой части суши заводу ВЭФ, то, скорее всего, стоит отметить именно VEF-KTR. Как рассказал "Телеграфу" гендиректор этой компании Ояр Григанс, их фирма самая большая по численности занятых на производстве людей. Он рассказывает, что после того, как часть ВЭФа, производящая телефонные станции, была приватизирована в 1999 году, ООО VEFKTR выкупило у государства производственные помещения общей площадью 18 тыс. кв ... Читать дальше »

Категория: Воспоминания о ВЭФе | Просмотров: 952 | Добавил: taurus | Год: | Комментарии (0)

В Эстонии, в городе Нымме, на улице Валдеку, 29а жил молодой человек Вальтер Цапп. В то время самые передовые достижения Эстонии были в области оптики, поэтому не удивительно, что Вальтер увлекся фотографией. В 1930-х годах ему пришла в голову идея новой миниатюрной фотокамеры, которой нет еще на свете. Парень он был толковый, но в одиночку не пробьешься, поэтому он сколотил творческий коллектив. В него вошли часовщик (точный механик) Ханс Эпнер, оптик Карл Индус. Текущие расходы согласился покрывать их приятель Рихард Юргенс. И к августу 1936 года создали-таки новый аппарат. Поскольку он был совершенно новый, то и название ему нужно было дать соответствующее. С этим справился приятель Цаппа - фотограф Николай Нюландер. Он-то и назвал его "Минокс". Затем стали искать фабрику, которая внедрила бы аппарат. Рихард Юргенс обратился к немецкой фирме "Агфа". И был отвергнут. Тогда Рихард вспомнил о своем друге - начальнике эстонского филиала рижского завода ВЭФ. Старая дружба не ржавеет - и вскоре из Риги пришло приглашение показать новшество. Цапп и Юргенс прибыли в Ригу и встретили там весьма радушный прием. Правда, рижане не скрывали некоторых сомнений - мол, не отретушированы ли снимки? И тогда директор ВЭФа Теодор Витолс предложил прямо на месте сделать новые снимки. Они всех убедили, и 6 октября 1936 года был составлен договор. Пока уточняли его детали и подписывали окончательный текст, директор "Агфы" передумал и по телеграфу прислал авторам приглашение в Берлин. Но было уже поздно. (Интересно, как сложилась бы судьба изобретения, если бы он сразу отреагировал положительно?)

В ноябре 1936 года Вальтер Цапп переехал в Ригу и стал главным конструктором специально созданной на ВЭФе группы. Там были внесены последние усовершенствования, и в апреле 1938 года камера была запущена в серию, как раз к 100-летнему юбилею фотографии. ВЭФ уже стал подумывать о постройке специального завода, но тут началась война. И 1 июля 1941 года немцы захватили Ригу. На складах ВЭФа они обнаружили множество готовых фотоаппаратов. Рейхсмаршал Геринг стал выдавать "Миноксы" в качестве бесплатного и почетного приложения всем кавалерам Рыцарского креста. Изобретатель Цапп не дождался этого, он уже в марте 1941 года удрал в Германию. Финансист Юргенс сделал то же самое, но позже - в 1945 году. Там приятели, естественно, встретились и основали компанию "Мinox Gmbh wetzlar". За два года они сущест ... Читать дальше »

Категория: Воспоминания о ВЭФе | Просмотров: 966 | Добавил: taurus | Год: | Комментарии (0)

Латвийская промышленность за свое более, чем столетнее существование пережила две промышленных революции. Первая из них начиналась в последней четверти 19 века, и длилась до начала Первой мировой войны. Её развитие связано было с отменой крепостного строя в России и начавшимся бурным развитием капитализма. Рига в этих условиях оказалась одним из основных портов Российской империи, через который проходила значительная часть её внешней торговли и где концентрировались значительные капиталы.

Одновременно с отменой крепостного права в России, в Риге были отменены ограничения на строительство и организацию предприятий, связанные с тем, что Рига входила в перечень крепостей империи и сущетвовали ограничения на гражданское сторительсво в ней. Эти ограничения были отменены в 1866 г., что, вместе с наличием значительных капиталов, созданных торговлей, создало прекрасные условия для промышленного развития в Риге. Рига стала превращаться в промышленный центр. В ней с самого начала концентрировалось 89% всего промышленного производства Лифляндской и Курляндской губерний.

Промышленное развитие началось уже в 60-х годах 19 века. Его стимулировала также таможенная политика России, которая придерживалась умеренного протекционизма и поддерживала развитие внутреннего промышленного производства. Промышленные предприятия в Риге строились для замещения товаров, проходивших через рижский порт в Россию.

В результате, уже в 1879 г. Рига стала по числу рабочих на фабриках и заводах третьей в Российской империи, после Петербурга и Москвы, а по стоимости произведенной продукции (19 млн. руб.) её, кроме столиц, ещё обгонял только центр текстильной промышленности – Иванововознесенск.

В начале 20-го века в Риге уже имелось немало заводов европейского уровня. Соединение немецкой аккуратности, еврейской предприимчивости, латышской настойчивости и русского размаха дало прекрасный результат.

Сегодняшняя мечта об иностранных инвесторах в то далёкое время претворялась в жизнь без проблем. Среди промышленных предприятий капитал распределялся следующим образом:

- российский - 52,5 %;

- немецкий - 14,6 %;

- французский- 23,3 %;

- скандинавский – 1,8 %;

- других стран - 2,6 %.

То, что позже стало называться ВЭФ, возникло на м ... Читать дальше »

Категория: Воспоминания о ВЭФе | Просмотров: 888 | Добавил: taurus | Год: | Комментарии (0)

Моё первое знакомство с заводом произошло в 1976 году. Во время преддипломной практики. Хотя я и училась на дневном, лекции читали нам на 5 курсе почему-то вечером, а днём мы работали. Все устроились на оплачиваемую практику. Четверо из группы устроились на ВЭФ. Из них мы с мужем по блату - его мать к тому времени была ветераном ВЭФ-а (30 лет) - в ТИО, а остальные в КБ.

В КБ или как его  постепенно стали называть - Институте - работало почти 1,5 тысячи человек. В ТИО - 700. ТИО расшифровывалось как Технико-Исследовательский Отдел. У него еще был номер по заводской классификации - 40-й отдел. ТИО выросло из заводских лаботаторий и, если в КБ разрабатывали продукцию, которую производил завод (коммутационную технику), то в ТИО занимались обслуживанием производства. Кроме небольшого исключения, но об этом чуть позже.

Главный корпус

Состоял ТИО из 1-го, 3-го и 4-го секторов и ряда отдельных бюро и служб. Куда делся второй я так и не узнала. 1-й сектор занимался сопровождением производства коммутационной техники, то есть разработкой нестандартной контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения наладки выпускаемых узлов и блоков станций. Стандартными приборами занимались метрологи. Служба метролога была включена в отдел и подчинялась начальнику отдела. Это был нонсенс и, если бы не природная вредность главного метролога, то служба была бы подмята под нужды отдела. Третий сектор занимался разработкой радиоприемников и, поскольку текущий начальник отдела вышел из этого сектора, то они ходили в любимчиках и в несколько привилегированном положении. Четвертый сектор занимался технологическим оборудованием - производством автоматических линий для пайки волной, для сборки. Даже примитивными тогда ещё роботами.        

Первый же сектор занимался еще и разработкой телефонных аппаратов. И контрольно-измерительной аппаратурой к ним.        

О службе главного метролога я уже упомянула... были ещё лаборатория металлов - там делали анализы металлов, лаборатории химии и пластмасс, маленький участок производства нестандартных печатных плат - в штучном количестве - при химической же лаборатории, довольно большой механический участок, где собирали корпуса наших нестандартных приборов и экономико-диспетчерский отд ... Читать дальше »

Категория: Воспоминания о ВЭФе | Просмотров: 866 | Добавил: taurus | Год: | Комментарии (1)