В Елгаве я каждый день хожу мимо фрагментов памятника Лачплесису. Это потрясающе. Так же драматично выглядят фрагменты новой жилой среды рядом с примитивными элементами благоустройства. Мне кажется, что и жизнь тут фрагментарная.
Не меньше беспокоит и то, что оборудование пространства, созданного промышленным способом, представляет собой загрязненный, совершенно не отвечающий интерьеру дома, создававшегося столетиями, который говорит о нашем этносе, о развитии его культуры во времени и пространстве, фон. Подсчитывалось ли, сколько энергии и средств тратит новосел, когда, получив новую квартиру, он радикально меняет ее облик — переклеивает обои, облицовочные плитки, перекладывает покрытия, точнее говоря, старается приспособить квартиру ко вкусам и взглядам своей семьи. Но есть и такие, которые не считают необходимым что-то менять или в силу иных причин не могут переоборудовать механически созданную безвкусную среду. Скажите, какое эстетическое удовлетворение получит ребенок, растущий в такой квартире? Разве они уже сейчас не испытывают стремления бежать из таких помещений? Только бы прочь отсюда — к разрушению, к жестокости, к насилию!
Дизайнеров беспокоит и то, что у наших специалистов нет возможности в полной мере участвовать в гармонизации среды. Всем ясно то отнюдь не самое значительное место, которое отведено дизайнеру в государственно-бюрократическом аппарате управления, в отраслевых художественно-технических советах и творческих экспериментальных мастерских. Самое малое девять десятых нашего жизненного пространства образовано промышленным способом. Это главенствующая основная масса, качество которой необходимо срочно улучшать. Этим не могут заниматься ни случайные люди, ни конъюнктурщики или подхалимы, ни те, кто, демонстрируя свою некультурность, готовы мерить состояние среды только рублем. Художественные советы, которые решают судьбу промышленных изделий и тем самым судьбу жизненного пространства нашего народа, должны быть незамедлительно очищены от тех, кто не в состоянии в них работать! Что может дать латышской культуре такой художественный совет, состав которого интернационален? Точнее говоря, другой национальности. Слишком затянулось всестороннее обсуждение о взаимном обогащении культур разных народов. Доводилось ли вам видеть платочек, который выполнен в традиционных латышских узорах без чисто русского подбора красок? Или наоборот? Культуру какого народа они представляют? Такие изделия производятся массовым порядком. Теоретически все красочные пигменты в сумме представляют собой грязь. А объединение всех основных цветов создает белый цвет.
Какого результата хотим мы добиться, производя такие изделия, — неужели мы в самом деле надеемся остаться белоснежными в грязи?
Гипертрофированное промышленное производство привело к несогласованности демографических и технических структур, мы прервали естественную культурную преемственность вещей и среды.
Где искать решение?
Параллельно крупному промышленному производству в Латвии необходимо развивать качественную работу ремесленников, которая должна служить образцом и школой производства вещей.
На всех уровнях в школах надо уделять особое внимание истории ремесленного производства и закономерностям развития сегодняшней среды. Надо подумать о введении в школьные программы курса культуры вещей.
Дизайн необходимо признать полноценным компонентом промышленного производства.
Дизайнеры, как ответственные специалисты, должны участвовать в производстве изделий, начиная со стадии проектирования и кончая выпуском вещи к потребителю.
В республике должен быть организован институт культуры национальной среды на уровне АН ЛССР, который будет систематически заниматься исследованиями ремесленного дизайна и проблем архитектуры и будет поставлять полноценную научную информацию производственным организациям и руководству.
Мы хотим быть патриотами культуры своего народа. Мы верим, что перестройка государственной политики должна начинаться первым делом со строительства своего дома. Такого дома, в котором появляется желание петь свои народные песни.
Вилнис КАЗАКС,
преподаватель Педагогического факультета ЛГУ им. П. Стучки