Главная » Статьи » Политика » Мои статьи

Латвия во мгле
Как вампиры выпускают в кровь жертвы анестетик, так и наши власти стравили нас на национальной почве, чтобы мы не мешали им спокойно сосать нашу кровь. Кем мы были и кем стали? Серия замечательных статей по сравнению экономического состояния республики тогда и теперь, написана предпринимателем-практиком Эрнестом Буйвидом. Да, он не доктор наук по экономике, зато на собственной шкуре испытал все эксперименты новой власти в этой области. Он понимает, что нас «развели» когда пишет: «У нас же была проведена гениальная стратегия — населению подкинули вопрос оккупации, гражданства и языка, разделили народ на латышей, русских, поляков, евреев и т. п. И теперь Латвия самая тихая и безобидная страна. Только по вымиранию и суициду мы впереди всех в Европе. Мы твердим, что у нас совершенно рыночная экономика, никакого социализма, никаких субсидий! На самом деле мы субсидируем класс чиновничества. Наша администрация — на уровне самых дорогих администраций мира. По сути, мы построили тот же социализм, только для ограниченной части населения. У чиновников твердые оклады, оговоренные премии, нормированный рабочий день, социальные блага, оплаченные обязательные отпуска, выходные и праздничные дни, гарантированные пенсии (за них-то все налоги платятся).» Я не буду повторять ни цифр, ни расчетов Буйвида, наверняка вы читали его статьи, если не в «Вести Сегодня» так на портале Дельфи, остановлюсь на одном частном, но очень показательном моменте, который затрагивает значительную часть населения Латвии, вне зависимости от гражданства и национальности. И вопрос этот пенсии. Вернее та часть стажа, который был отработан в советское время. За рамки рассмотрения сразу выведем тот момент, что у неграждан в стаж вообще не входят не только годы отработанные вне Латвийской республики, но и годы отработанные на территории Латвии, но в структуре армии и некоторых предприятий союзного значения. Речь не о них, речь о тех «счастливчиках», которых эта несправедливость не коснулась и которые не подозревают о ловушке, которая была заложена нашими властями еще в далёком 1996 году. Что гласит закон о пенсиях ЛР? Для начала уясним себе, что размер государственной пенсии зависит от страхового стажа, в который включаются месяцы, за которые произведены, или должны были быть произведены страховые выплаты соответствующих видов социального страхования. То есть, всё время, когда за вас не платили соцналог, в ваш стаж не входит. Запомним, это важно. Как рассчитывается размер пенсии за годы отработанные до принятия действующей редакции закона о пенсиях? Страховой период до 1995 года (включительно) кредитуется начальным капиталом (Ks), который может быть увеличен последующими выплатами согласно первой части правил п.12 этого закона): Ks=Vi x As x 0.2 As - страховой стаж за период до 1995 года включительно. Средняя годовая зарплата, с которой производились страховые выплаты. Выходящим на пенсию с 2000 года и позже: Vi для застрахованных персон является средней зарплатой с которой производились страховые выплаты за 48 месяцев в период с 1996 по 2000 год. Если в этот период страховые выплаты производились менее чем за 48 месяцев, то средняя зарплата с которой производились страховые выплаты рассчитывается делением суммы зарплат с которых производились страховые выплаты на 48). Если после вступления этого закона в силу до заявления на пенсию выплаты не велись или велись после 2000 года, а также в случае если у запрашивающего пенсию средняя зарплата с которой производились страховые выплаты за соответствующий период менее 40% от установленной государством средней зарплаты с которой производятся страховые выплаты (в календарный год, который закончился за год до того года, когда присвоена пенсия) – Vi с 1 января 2002 года составляет 40% от установленной в государстве средней зарплаты с которой производятся страховые выплаты (в календарный год, который закончился за год до того года, когда присвоена пенсия.)). Вот тут и зарыта собака. ЕСЛИ ЗА ВАС НЕ ПЛАТИЛИ СОЦНАЛОГ С 1996 ДО 2000 ГОДА, то за весь отработанный в советское время срок вы получите социальную пенсию, то есть МИНИМАЛЬНУЮ вне зависимости от того какая у вас была зарплата и работали ли вы на вредных производствах. А теперь вспомните, кому не платили соцналог в эти года и вам станет ясен весь масштаб катастрофы, когда эти люди начнут выходить на пенсию. Уже сейчас по одному люди получают эту плюху от нашего самого демократического в мире государства, а что будет, когда выход на пенсию этого поколения станет массовым? Да на фоне растущих из-за вступления в ЕС цен? Представили? Вот то-то. Чтобы скомпенсировать те четыре несчастных года, в которые люди, работавшие в промышленности были кинуты нашим государством, им до самой пенсии надо работать с окладами в 300-500 лат. Вам не стало смешно? Мне стало. Споря до хрипоты по нацвопросу или делая вид, что предмета спора нет, мы не заметили, как мы лишились доступной медицины (качество отдельный разговор), доступного и КАЧЕСТВЕННОГО (!) образования всех ступеней (а особенно высшего), гарантированной работы и гарантированного жилья. Вместо всего этого мы получили свободу купить все это за деньги, если они есть и умереть, если денег нет. Роскошный выбор! Нас уверяют, что мы живем в постиндустриальном обществе, что в нормальном капиталистическом государстве в сельском хозяйстве заняты не более 5% населения, а остальные работают в сфере ИТ-технологий, банковской и менеджменте. Однако чтобы быть менеджером, а в буквальном переводе диспетчером (так, между прочим, и переводится этот термин в Окошках от Билли Гейтса), надо иметь, чем руководить и что распределять. А как обстоит дело в Латвии с производством всем известно. Ну хорошо, допустим люди осознали, что надо переучиваться и соответствовать новому статусу и имиджу Латвии. Однако даже если они переучатся, где они будут работать? В нашем государстве новые рабочие места создаются только в министерствах и департаментах размножающихся как кролики, но все равно там нет мест для тех десятков тысяч людей, которые в силу своей профессии не имеют работы. Закрылись целые отрасли со всей инфраструктурой из НИИ и сопутствующих производств, а людям не предложено ничего взамен. Нам говорят, что безработица у нас низкая. Однако вот что интересно – официальная статистика учитывает только тех, кто стоит на бирже или всех, кто не имеет работы, но хотел бы работать? Есть у меня сильное подозрение, что только тех, кто стоит на учете, а стоят там в основном те, кто получает пособие или у кого ещё не рассеялись окончательно иллюзии по поводу нашего добренького государства. Учитывает ли наша официальная статистика тех, кто на бирже не стоит? В Латвии в мае проживало 2314,2 тысячи человек, в первом квартале этого года более половины жителей (62,4%) в возрасте от 15 до 74 лет были экономически активными, в том числе 1002,4 тысячи человек (55,2%) – трудоустроены. Мне не удалось узнать какой % от экономически активного населения составляют юноши от 15 до 18 лет и старики от 65 до 74 лет, то есть те, кто явно не работает в основной массе. Пусть они даже составляют половину от оставшихся 44%, все равно это 22%, а не 9% (95 964 человека) официальных безработных. А если по регионам? А если учесть бомжей? Если посмотреть по отраслям где работают в Латвии люди, то получится интересная картинка. Из всех занятых каждый шестой (16,5%) работал в обрабатывающей промышленности, немногим меньше (15,3%) – в торговле, каждый седьмой (13,6%) – в сельском и лесном хозяйстве, каждый одиннадцатый (9,4%) – в транспорте и связи, каждый тринадцатый (7,7%) – в области образования, почти столько же (7,5%) – в строительстве, каждый четырнадцатый (7%) – в госуправлении и обороне, а также в сфере обязательного государственного страхования, каждый шестнадцатый (6,1%) – в сфере общественных, социальных и индивидуальных услуг, немногим менее (5,6%) – в здравоохранении и социальном уходе. В своих сельских хозяйствах работали 6,7 тысяч человек (0,7% от общего числа работающих). Но тут интересно, а кем считают работающих в МОН - в сфере образования или в сфере управления? И работников больничных касс и министерства здравоохранения… Лукавая статистика не объясняет, как получилось, что 13,6% работают в сельском и лесном хозяйстве, но только 0,7% в своих сельских хозяйствах. Но ведь колхозы у нас кончились или нет? Да и обрабатывающая промышленность выделена… Неужто остальные лес рубят? Сильно удручают цифры по сфере образования и здравоохранения – 7,7% и 5,6% соответственно. У каждого шестого наемного рабочего (17,6%) величина чистой зарплаты (без налогов) на основной работе составляла до 73 латов в месяц (3900 рублей), у четвертой части (25%) – от 73 до 100 латов (3900-5350 рублей), каждый пятый (21,3%) получал от 100 до 150 латов (5350-8021 рублей), а 16,3% работающих получали от 150 до 200 латов (8021-10700 рублей). Пусть это данные официальные, но разрыв между официальной цифрой и реальной все сокращается и сокращается, а прожиточный минимум в апреле достиг 98,19 лата и цены все растут и растут. 80% получает менее 200 лат, а значит, не может позволить себе иждивенцев – ни неработающей жены, ни тем более детей. Однако позволяют, то есть работают на износ сами или работают оба забросив детей на родственников или ту же школу, которая сейчас никого не воспитывает, да и знания дает низкого качества. Что ждет Латвию через несколько лет? Правители наши уповают на ЕС. Даже помню брошюрку выпустили к голосованию, где утверждалось, что без ЕС Латвии не видать исправных дорог как своих ушей. Ну, вот мы в ЕС, как там поживают наши дороги? Ремонтируются? Вот скупая статистика: цены на хлеб и продукты помола зерна составляют в Латвии 54% от среднего уровня ЕС, на мясо — 53%, рыбу — 58%, молоко, сыр и яйца — 69%, растительное масло и жиры — 77%, фрукты — 72%, овощи — 58%, сахар, варенье, мед, шоколад и сладости — 70%, другие продукты питания — 73%, безалкогольных напитков 79% от среднего уровня ЕС, кофе, чая и какао — 85%, минеральной воды, лимонадов, соков — 74%. Цены на алкогольные напитки составляют 93% от средних цен ЕС, табачных изделий — 29%. Вот и прикиньте, на сколько ещё цены подрастут и чем больнее ударят по вашему кошельку. Построенные в скандинавских странах государства благосостояния (которые нам постоянно ставят в пример со времен Атмоды) традиционно ассоциируются с усиленной государственной поддержкой социальной сферы (таких ее элементов как образование, здравоохранение, медицинское и пенсионное страхование). Данная социально-экономическая модель названа известным голландским экономистом Я. Тинбергеном “социализмом распределения”, поскольку государство благосостояния базируется на двух явлениях: - значимом перераспределении посредством бюджетного механизма активов в пользу незащищенных категорий населения; - предоставлении каждому члену общества средств, необходимых для поддержания нормального уровня жизнедеятельности, независимо от его трудовой активности (наличием всеохватывающей системы социального обеспечения). Поэтому для высокоразвитых западных обществ на сегодня характерно отлаженное функционирование многоуровневой системы пенсионного обеспечения, медицинского страхования (всеобщего и льготного), различных видов пособий (по бедности, по безработице, по инвалидности и др.) и субсидий (для получения образования, медицинского обслуживания, оплаты жилья и т.п.) Мы ориентируемся на Запад, значит должны в итоге прийти и к этой модели, но почему-то наше правительство год от года социальные программы урезает. Иногда можно услышать аргументы, что большое финансирование социальных программ несовместимо с высокими темпами развития, мол, скандинавские страны сильно отстают по росту ВВП от США, Великобритании и даже от восточных стран типа Сингапура и Тайваня (наш ВВП тоже растет быстрее, но сказывается ли это на уровне нашей жизни?). К тому же богатые западные страны, поддерживающие высокий уровень социального благосостояния, столкнулись с явлением социального иждивенчества. В США, например, в негритянских кварталах растет третье поколение живущих на пособие. Их родители не работали никогда и дети их тоже работать не собираются. Однако богатые западные страны не спешат как Латвия расстаться с прогрессивным налогообложением, разветвленной системой социальных пособий, а также от роста заработной платы,. Вместо этого они постепенно трансформируют свои экономические системы в так называемый «третий путь», то есть это что-то среднее между свободным капиталистическим рынком и жестким государственным управлением экономикой. Основной лозунг этой новой системы – вместо государства социальной обеспеченности государство социальных инвестиций. Все программы, что мы взяли на вооружение для перестройки наших систем здравоохранения, образования и социального страхования на Западе отброшены как негодные. Переориентация государственного обеспечения социальной помощи на социальные инвестиции означает рост вложений государственного капитала в развитие образования, профессионального обучения, совершенствования социальной инфраструктуры и уменьшения безработицы. А чем занято наше правительство? Правильно, оно озабочено языком. Пора выдвигать политические требования, пока ещё на территории Латвии есть кому требовать, пока ещё есть надежда, что рождаемость сможет догнать смертность, пока наша молодежь не разъехалась по миру в поисках лучшей жизни, а здесь на этой очищенной от населения территории не появилось новое мусульманское государство. Примечание автора: в конце 2004 года в закон о пенсиях было внесено изменение - теперь в стаж стали входить и года за которые не внесены социальные взносы.
Категория: Мои статьи | Добавил: taurus (2005-11-06) | Автор: Elena E W
Просмотров: 1055 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]