Главная » Статьи » Политика » Мои статьи

Несколько извечных вопросов в пустоту?

Похоже, что большинство родителей переложило всю ответственность на Штаб защиты русских школ и пассивно ожидало результата. А результата-то и нет!

Как бы нам этого ни хотелось и что бы сейчас не писали в СМИ лидеры ЗаПЧЕЛ, Штаба или ОКРОЛ, а реального, устраивающего всех - и учеников, и родителей, и учителей - результата НЕТ. 1-го сентября наши дети пришли уже в другую школу. И это касается не только средней, но, к сожалению, и начальной школы...

Я не буду сейчас говорить о причинах этого с точки зрения поисков виноватого. Об этом много писалось на нашем Народном портале. Это все находится в русле вечного поиска ответов на вопрос КТО ВИНОВАТ. Мне же интереснее найти ответ на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ. Что делать сейчас, когда сложилась ситуация, при которой русская школа в Латвии находится на грани исчезновения?

Что мы имеем?

  1. Часть предметов - от 40 до 80% -преподаются в русской школе на латышском языке, причем уже начиная с 1-го класса.
  2. До 80% учебников, по которым осуществляется преподавание - на латышском языке, причем зачастую даже по тем предметам, которые преподаются на русском языке.
  3. До половины учителей в некоторых русских школах - этнические латыши.
  4. Значительное число директоров русских школ - этнические латыши.
  5. Во многих русских школах вводятся спецклассы с обучением полностью на латышском языке - опять-таки, уже начиная с 1-го класса.
  6. Все большее число русских отдает своих детей в латышские школы.

Значит ли это, что русская община смирилась с грядущей ассимиляцией? И что делать тем, кто все-таки не смирился?

Я не собираюсь осуждать тех, кто смирился и решился на ассимиляцию, эти люди сделали свой выбор и предопределили судьбу своих детей, перед ними им и отвечать. Могу только дать им совет – если они сами не владеют в достаточной степени латышским языком, то будет предусмотрительно заложить в семейный бюджет средства на посещение психотерапевта. Он обязательно понадобится, если не детям, то родителям уж точно. На этой оптимистичной ноте выведем ассимилянтов за скобки наших рассуждений и сосредоточимся на проблемах тех, кто решил остаться русским в Латвии и хочет этого для своих детей. А переформулировав попроще и без пафоса – как получить качественное образование в сегодняшней русской школе Латвии (Желательно без особого стресса и нервных срывов).

Первое и самое главное: хочу напомнить, что НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО ПОЛУЧИТЬ, ЕСЛИ НИЧЕГО ДЛЯ ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.

Мои рассуждения и возможные рекомендации предназначены для тех, кто настроен действительно помогать своим детям. Для тех, кто готов не только пару-тройку раз поучаствовать в кратковременных массовых акциях типа митингов 1-го мая и пикетов в штабовских майках, но способен на каждодневные нудные усилия, на рутинную упорную работу, на небольшой и малозаметный результат - но каждый день, без пиара в СМИ и без показа по ТВ и без всякой прибыли ни с финансовой, ни с моральной или карьерной точки зрения. На мой взгляд, неудача Штаба и его лидеров базируется на неумении или нежелании организовывать именно такую работу. А причина - в отсутствии ясно сформулированной цели и проработанных методов ее достижения. Если уж лидерам не было понятно, зачем все это затевается и чем должно кончиться, то чегоо можно требовать от рядовых исполнителей?

Вернемся к нашей локальной конкретной цели – получению качественного образования в сегодняшней русской школе. Чтобы - как нас уверяют власти Латвии, именно в этом и состоит цель реформы – наши дети были конкурентоспособными на рынке труда. Как этого достичь?

Идеальный вариант - это добиться, чтобы русский язык стал государственным. Тогда реформа в том виде, как она есть, стала бы незаконной. Но мы ведь реалисты и понимаем, что в ближайшем обозримом будущем это неосуществимо, а детям нашим учиться надо уже сейчас. И сейчас - сегодня! - нам надо думать, как им помочь.

Сами дети повлиять на положение не могут. Это должно быть предельно ясно всем. Они ВНУТРИ реформы. Нельзя рассчитывать, что можно переложить борьбу на их плечи. Это было бы совершенно безответственным решением. Их и так не слишком простая задача - учиться, то есть получать знания. Дети могут только поддержать действия взрослых, но сами действия и инициатива должны исходить от родителей. Даже не от учителей. Учителя тоже ВНУТРИ реформы. И их задача - дать знания детям, научить учиться, научить получать знания. Они еще более уязвимы, чем дети; и в их возможностях тоже только поддержка ДЕЙСТВИЙ родителей. Родители - это главная сила, ибо они платят налоги и вправе потребовать отчета у власти, на что эти налоги расходуются?

В каждой школе в каждом классе существуют родительские комитеты. В их состав должны были, по замыслу Штаба, войти активисты. Совершенно непонятно - чем закончилась эта инициатива Штаба, одна из немногих разумных и действительно нужных. Сейчас, в середине октября, большинство родительских комитетов уже должно быть сформировано. И если вы не вошли в него, то винить нужно только себя. Но даже в этом случае не все потеряно. Всегда можно потребовать переизбрания родительского комитета, если есть факты, что действующий ничего не делает. Для этого нужна малость – аккуратно посещать родительские собрания. Если же их нет, то надо ТРЕБОВАТЬ их ежемесячного проведения. И не просто собраний с обсуждением, сколько и на что денег ещё собрать, а отчетов на этих собраниях учителей. Вы должны быть в курсе всего, что происходит в классе, где учится ваш ребёнок, знать, какие проблемы у учеников и какие - у учителей, и требовать решения этих проблем, а понадобится - и участвовать в их решении. Поверьте мне, 5-6 активных родителей в классе способны поставить на уши всю администрацию любой школы.

Что конкретно надо требовать? Зайдем издалека. Я не очень в курсе документария, сопровождающего реформу 2004, поскольку нигде в прессе подробностей не освещалось. Мне неизвестно и какие суммы были потрачены на внедрение реформы, и какие мероприятия за эти деньги должны были проводиться. Могу только предполагать и строить выводы на основании того, что мы имеем сейчас. А имеем мы то, что мной было перечислено выше. Главное, что государство, очевидно, не потратило ни сантима на самое главное – подготовку учителей (это было переложено на плечи самих учителей и финансово, и методически) и на разработку учебников (ибо последних просто нет).

По учебникам выскажусь отдельно. Идеальным вариантом в сложившейся ситуации, когда власти не желают прислушиваться к голосу здравого рассудка, были бы билингвальные учебники, но, как известно, их нет, и они даже не предусмотрены в средней школе. Их нет и для младших классов. Есть учебники на латышском языке, точно такие же, по каким учатся в латышской школе. То есть учебники, написанные для тех, у кого латышский язык является родным, а это, простите меня, совсем другие учебники. Учиться по ним, не владея языком в совершенстве - значит устраивать себе лишние трудности. Допускаю, что этого не понимают наши депутаты, эти сливки интеллектуальной элиты Латвии, но чиновники МОН? Так и хочется устроить им аттестацию на профпригодность…

Мы живем в XXI веке, вступили в ЕС, разве не было бы естественным при этом и принять моральные нормы ЕС? Если власти Латвии действительно, а не на уровне деклараций желают, чтобы русские жители Латвии интегрировались в латышские культуру и общество, то власти же должны стараться всемерно ОБЛЕГЧИТЬ им этот процесс. А пока что ВСЕМ видно, что все усилия власти направлены на то, чтобы этот процесс ЗАТРУДНИТЬ.

Подытожим имеющееся:

ЦЕЛЬ: получить качественное образование в русской школе.

УСЛОВИЯ:

  1. некачественные учебники;
  2. отсутствие методик, экспериментальной практики, публикаций по даненой проблеме;
  3. некачественно подготовленные учителя;
  4. отсутствие помощи со стороны государства.

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ:

  1. требовать у МОН дополнить некачественные учебники необходимыми материалами до получения приемлемого качества;
  2. требовать у МОН разработать и предоставить апробированные методики преподавания;
  3. требовать у МОН БЕСПЛАТНЫХ курсов повышения квалификации учителей. Причем не курсов латышского языка, а курсов по преподаванию ПРЕДМЕТОВ на латышском языке;
  4. требовать у государства финансирования разработки учебников, методик, а также курсов повышения квалификации преподавателей.

Вот таким образом, мне видится, можно помочь нашим детям. Дело за вами, родители, дело - за русским обществом в целом!

Категория: Мои статьи | Добавил: taurus (2005-11-06)
Просмотров: 947 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]