Главная » Статьи » Политика » Мои статьи

Один частный вопрос реформы школы

Для которого этот учебник может оказаться последним источником естественнонаучных знаний о мире. Почему последним? А потому, что ученику, выбравшему гуманитарное направление своего дальнейшего обучения возможно больше никогда не держать в руках учебника по физике.

Недавно на нашем портале была выставлена статья С.Г. Кара-Мурзы «СОВЕТСКАЯ И ЗАПАДНАЯ ШКОЛА: ЧТО ЛОМАЮТ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА?». Если у кого еще остались иллюзии по поводу реформы школы 2004, рекомендую ее прочитать. Реформа школы идет на всем постсоветском пространстве. Одни страны преуспели в этом больше, другие меньше, но все эти реформы направлены на слом так называемой советской школы и замену ее школой западного образца – школой «двух коридоров». Зачем это надо? Напомню вам статью С.Г. Кара-Мурзы, что он в ней пишет о созданной в 18 веке французской школе, которую он исследовал:

«Буржуазное общество нуждалось в массе людей, которые должны были заполнить, как обезличенная рабочая сила, фабрики и конторы. Школа, «фабрикующая субъектов», не давала человеку стройной системы знания, которое бы его освобождало и возвышало. Той системы знаний, которая учит человека свободно и независимо мыслить. Из школы должен был выйти «добропорядочный гражданин, работник и потребитель». Для выполнения этих функций и подбирался ограниченный запас знаний, который заранее раскладывал людей «по полочкам». Таким образом, эта школа оторвалась от университета, суть которого именно в целостности системы знания.

Возникла «мозаичная» (в противовес «университетской») культура. Возник и ее носитель — «человек массы», наполненный сведениями, нужными для выполнения контролируемых операций. Человек самодовольный, считающий себя образованным, но образованным именно чтобы быть винтиком, — «специалист». »

Слом советской школы начался не сегодня, сегодняшняя молодежь 25-30 лет этой школы уже не застала, она училась уже в полу-реформированной будущими демократами школе. Особенно в прибалтийских национальных республиках.

В конце 70-х было предпринято «нападение» на математику. Как пишет на своем форуме С.Г. Кара-Мурза «До 70-х школа следовала принципу гуманитарной культуры - ребенок осваивал предметы в той последовательности, как их исторически осваивало человечество. Арифметика-геометрия-алгебра-тригонометрия - и т.д. В 70-х решили перестроить исходя из логической доктрины: теория множеств - и т.д. А в химии начали с квантовых представлений. Отключились и учителя, и ученики.». Это значит, что предмет перестали понимать как ученики, так и учителя. Примерно то же самое, только в еще большей степени ждет нашу среднюю школу в сентябре этого года по широкому спектру предметов при переходе преподавания на латышский язык. Язык, которым ЕЩЕ не владеют в совершенстве ни ученики, ни учителя.

Физика держалась до конца 80-х. Большинство средних школ Латвии обучается по учебникам физики под редакцией Я. Круминьша. Они одинаковы и на русском и на латышском языке и представляют собой собственно немного переработанный российский учебник Г. Мякишева и Б.Буховцева. Этот учебник в свою очередь представляет собой более современную версию еще советского учебника физики для 10-го класса тех же авторов от 1977 года. К сожалению, у меня нет на руках знаменитого учебника под редакцией Перышкина, по которому учились наши родители и который по сию пору с ностальгией вспоминают учителя старшего поколения. Говорят по ясности и простоте изложения материала этот учебник до сих пор не превзойден.

Однако это все учебники еще советской школы. Учебник же по физике, который я держу в руках, издан в 2002 году, перевод с латышского учебника от 2000 года. (Авторы Эдвин Шилтер и Нил Сакс – страна должна знать своих героев!) То есть это учебник новой «буржуазной» школы. В аннотации написано: учебник составлен в соответствии с проектом стандарта основного образования по физике и является составной частью комплекта «Основы физики». Поскольку в основной школе Латвии физику проходят только в 8-м и 9-м классе, то очевидно комплект этот состоит из двух учебников. В 8-м классе изучаются свойства веществ, световые и звуковые явления и процессы, связанные с теплотой. Учебник 9-го класса знакомит школьников с основами механики, электричеством и дает кратенькие основы строения мира (понятие о строении атома, происхождения Вселенной).

Всего в учебнике 144 страницы и от 30 до 50% площади КАЖДОЙ страницы занято не текстом, а графическим материалом. Большинство формул даны на желтом фоне, что значит «материал, предусмотренный для углубленного изучения физики», то есть, по сути, не для всех обязательный. Мне понятно, что физика идет в комплексе с математикой. Кроме того, современная физика настолько сложна математически, что в школе можно дать о ней лишь общее представление на качественном уровне, то есть описательном, почти без математики. Однако если в советской школе при десятилетнем всеобщем среднем образовании серьезное изучение физики занимало 3 года с 8 по 10-й классы, то в Латвии серьезное изучение физики запланировано только для средней школы и только для математических классов. Что же вынесет из школы и с чем останется по жизни из курса физики будущий врач, юрист, журналист, экономист или менеджер?

А останется он с очень неглубокими, поверхностными знаниями, ибо как признаются во вступлении сами авторы учебника они «отобрали для Вас самые главные сведения из различных областей физики, необходимые для первоначального (выделено мной) знакомства с теми или иными явлениями».

Вот несколько странноватых на мой взгляд утверждений из учебника:

«Во многих случаях свободное или «почти свободное» падение приводит к нежелательным последствиям (выделено мной).»

«Если спутник летит с первой космической скоростью, приблизительно (выделено мной) 8 км/сек, то он все время как бы падает на Землю, облетая ее. Космические станции, имеющие вторую космическую скорость, приблизительно (выделено мной) 11 км/сек, преодолевают гравитационную силу Земли и перемещаются в Солнечной системе. Для того, чтобы покинуть Солнечную систему, космический корабль должен иметь третью космическую скорость, приблизительно (выделено мной) 17 км/сек,»

«В Латвии нет месторождений природного газа. Поэтому газ, которым мы ежедневно пользуемся в быту и в промышленности, поступает к нам по газопроводам (а откуда? – прим. моё). Так происходит не только в Латвии, но и во многих странах Европы.»

«За счёт Солнечного света в растениях создаются и накапливаются питательные вещества, а в деревьях древесина. (выделено мной)»

«В 1986 году на Чернобыльской АЭС взорвался (выделено мной) ядерный реактор.»

«Электрическую энергию производят электрогенераторы, батареи и аккумуляторы (выделено мной).»

«Источниками энергии в организме являются жиры, белки (выделено мной) и углеводы.»

«В каждой квартире, на любом промышленном предприятии, в хозяйстве используют электроэнергию. Надо лишь включить переключатель и нужное устройство начнет работать. (выделено мной)»

«Чтобы включить мобильный телефон в электросеть, используют небольшую пластмассовую коробочку. В ней находится трансформатор, понижающий напряжение от 220 В до 36 В.»

«Продолжалась Вторая мировая война. Стало ясно, что огромную энергию, выделяющуюся при делении ядер атомов, можно использовать в военных целях. Был подготовлен проект первой атомной бомбы. В Америке торопились с изготовлением бомбы: не было ясности о том, что в этом направлении делается в гитлеровской Германии. (выделено мной) 16 июля 1945 (выделено мной) года в штате Нью-Мексика, в пустыне был произведен первый взрыв атомной бомбы. Невиданная сила взрыва атомной бомбы вызвала у ученых сомнение, можно ли применять столь мощное оружие применять в войне против людей. И все же две атомные бомбы были сброшены на японские (выделено мной) города Хиросиму и Нагасаки.»

Совсем уж мелочи то, что в учебнике тщательно избегается всякое упоминание о России. Вплоть до того, что, назвав радио самым «распространенным устройством для приема электромагнитных волн», авторы очень подробно описывают изобретение телеграфного аппарата Морзе и ни слова не упоминают о том, кто же изобрел это самое «распространенное устройство».

На одной странице приведена иллюстрация годового расхода электроэнергии в Латвии, на другой мощность латвийских источников электроэнергии. Простейший расчет показывает, что эти источники покрывают потребности Латвии в электроэнергии лишь на 4%. Откуда берется остальное? Ответа нет.

Довольно забавно на этом фоне смотрится абзац из учебника - «Железную руду – кислородные соединения железа - добывают во многих местах на Земле, например в Скандинавии, Северной Америке, на Урале и в других регионах. Во времена Курземского герцогства болотную железную руду добывали в Латвии.»

Упрощенное, а часто и искаженное восприятие мира, сформированное такими учебниками, приводит к умножению всяческих фобий, ибо непонятное всегда пугает. Например, поверхностное знакомство с биологией и ее составной частью генетикой приводит к тому, что во всем мире идет бурная дискуссия о юридическом статусе человеческих клонов. Хотя, во-первых, еще не существует метода по созданию таковых, и вообще есть серьезное подозрение, что в обозримом будущем невозможно создание взрослой копии взрослого организма. Во-вторых, одинаковое тело не является гарантией тождества личности. Особенно учитывая, что это тело все равно попадет в иные исторические обстоятельства. Но, судя по тому, сколько народа вовлечено в эти дискуссии, ни юристы, ни журналисты биологию в школе не изучали и простейшие логические выводы из предложенной ситуации сделать не в состоянии. Можно вспомнить проекты по клонированию Ленина или Гитлера и последующего суда над клонами. Лично мне кажется, что такие проекты не должны выходить из стен специальных медицинских учреждений (для не понявших – из стен сумасшедшего дома), и уж тем более попадать на страницы СМИ и обсуждаться месяцами.

А поверхностное знакомство с физикой приводит к тому, что люди верят сообщениям о якобы открытой учеными телепортации, впадают в панику от журналистских сенсационных открытий, что спецслужбы управляют людьми с помощью специальных излучателей. На более бытовом уровне неудивительны всевозможные курьезы с микроволновыми печами, вплоть до сушки в них домашних животных.

Закончить свое небольшое исследование мне хочется цитатой из Кара-Мурзы:
«Ребенок в своем развитии повторяет путь человечества, его мироощущение органично, оно еще не сформировано идеологией, в нем сильнее звучат инстинкты, определившие эволюцию человека. Это, прежде всего, инстинкты антирыночные — солидарности и равенства. Сегодня из идеологических соображений эти принципы в глазах ребенка стараются опорочить — да еще с помощью учителя. Возникает тяжелый конфликт между инстинктивной сущностью и тем, что внедряется в сознание.(...)

Важнейшее условие душевного здоровья ребенка — чувство надежности. Сегодня оно подорвано в большинстве семей. Что означает в ситуации кризиса отказ от принципа единой школы? Жестокое указание детям их места в социальной лестнице. Это указание преувеличивается в уме ребенка, что бьет по душе всех — и тех, кто вдруг ощущает себя богатым (ходит в дорогой колледж), и тех, кто узнает, что такой роскоши его семья позволить себе не может (он должен учиться в «школе для бедных»).(...)

Что же стоит за планом вытеснения из общества, превращения в маргиналов значительной части молодежи? Ведь известно, что эта молодежь не пойдет на рынок труда «по дешевке». Она озлобляется и начинает «войну всех против всех» доступными средствами — через преступность — или уходит в наркоманию. Зачем же это делается? Ведь в сотни раз дешевле дать человеку образование, чем защищать общество от него, ставшего волком. Разумная причина проста — и опять-таки вскрыта социологами западного общества. Эти озлобленные подростки и юноши выполняют двоякую роль. Во-первых, они, как хищники, сплачивают стадо «благополучных» обывателей вокруг пастуха-государства, которое их охраняет. Угроза насилия «маргиналов» даже специально преувеличивается средствами прессы и искусства (вспомните типичные американские фильмы). Во-вторых, из этих волчат, самых бедных и неграмотных, рекрутируются и натаскиваются безжалостные репрессивные силы режима, способные на любое зверство против людей своей страны — раз эти люди более благополучны, им надо мстить.»

Категория: Мои статьи | Добавил: taurus (2005-11-06) | Автор: Elena E W
Просмотров: 961 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]