Главная » 2005 » Ноябрь » 21 » Историческое отступление
1:20 AM
Историческое отступление

Латвийская промышленность за свое более, чем столетнее существование пережила две промышленных революции. Первая из них начиналась в последней четверти 19 века, и длилась до начала Первой мировой войны. Её развитие связано было с отменой крепостного строя в России и начавшимся бурным развитием капитализма. Рига в этих условиях оказалась одним из основных портов Российской империи, через который проходила значительная часть её внешней торговли и где концентрировались значительные капиталы.

Одновременно с отменой крепостного права в России, в Риге были отменены ограничения на строительство и организацию предприятий, связанные с тем, что Рига входила в перечень крепостей империи и сущетвовали ограничения на гражданское сторительсво в ней. Эти ограничения были отменены в 1866 г., что, вместе с наличием значительных капиталов, созданных торговлей, создало прекрасные условия для промышленного развития в Риге. Рига стала превращаться в промышленный центр. В ней с самого начала концентрировалось 89% всего промышленного производства Лифляндской и Курляндской губерний.

Промышленное развитие началось уже в 60-х годах 19 века. Его стимулировала также таможенная политика России, которая придерживалась умеренного протекционизма и поддерживала развитие внутреннего промышленного производства. Промышленные предприятия в Риге строились для замещения товаров, проходивших через рижский порт в Россию.

В результате, уже в 1879 г. Рига стала по числу рабочих на фабриках и заводах третьей в Российской империи, после Петербурга и Москвы, а по стоимости произведенной продукции (19 млн. руб.) её, кроме столиц, ещё обгонял только центр текстильной промышленности – Иванововознесенск.

В начале 20-го века в Риге уже имелось немало заводов европейского уровня. Соединение немецкой аккуратности, еврейской предприимчивости, латышской настойчивости и русского размаха дало прекрасный результат.

Сегодняшняя мечта об иностранных инвесторах в то далёкое время претворялась в жизнь без проблем. Среди промышленных предприятий капитал распределялся следующим образом:

- российский - 52,5 %;

- немецкий - 14,6 %;

- французский- 23,3 %;

- скандинавский – 1,8 %;

- других стран - 2,6 %.

То, что позже стало называться ВЭФ, возникло на месте мастерских ремонтирующих электротехническое оборудование и вначале носило имя "Унион". Вот как описывалась эта новостройка в книге, изданной в Риге в 1903 году: "Даже по сравнению с первоклассными зарубежными предприятиями она выделяется впечатляющей архитектурой и новейшими технологическими достижениями". Эти здания действительно отличались архитектурой и добротностью, недаром стоят и посейчас.

В 1914 г. началась Первая мировая война, положившая конец первой латвийской промышленной революции.

Во время войны, с наступлением немцев в 1915 г, ряд важных производств были эвакуированы вглубь России. Туда были отправлены как рабочие с семьями, так и производственное оборудование. Рабочие, в двадцатых годах, после окончания гражданской войны, частично вернулись, оборудование осталось там, где было смонтировано.

Изменились условия и в Латвии. Она стала независимой и потеряла связи с российскими рынками и сырьем. Это решило судьбу промышленности – необходимость в крупной промышленности просто отпала. Но возник послевоенный дефицит многих гражданских товаров. Самым крупным производством в этих условиях стал завод ВЭФ  (2690 рабочих), котрый делал всё, что требовалось в Латвии – радиоприемники, телефоны, электросчетчики, электролампочки, фотобумагу, фотоаппараты, даже выпустил 2 небольших самолета. Завод был государственный, а благодаря низкому курсу лата, иностранной конкуренции он не испытывал, но рынок Латвии был крайне узкий.

Латвия в части индустриализации была существенно впереди своих балтийских сестер, но примерно в три раза отставала от скандинавов, которые уже тогда были промышленноразвитыми странами. Расположенная на задворках Европы и не имеющая природных богатств, Латвия не была привлекательным предметом для иностранных инвесторов, а своих ресурсов для промышленного развития сельскохозяйственная страна заработать не могла. Если предыдущий период можно назвать промышленной революцией, то 20 лет первой республики, в части промышленного развития могут быть охарактеризованы как "промышленная контрреволюция".

Этот период окончился в 1940 г., с окончанием первой республики. В 1940 г. Латвия оказалась в составе Советского Союза.

Маленькая тихая сельскохозяйственная страна влилась в народохозяйственный комплекс огромной страны, стоящей на пути бурного промышленного развития. Если Латвия, за 20 лет независимости не смогла восстановить своё промышленное производство до уровня 1913 г., то СССР к этому времени превысил уровень 1913 г. по производству в 7,7 раза, а по производительности труда - в 40 раз.

В Латвию вернулись все те благоприятные условия, которые определяли её стремительное экономическое развитие перед первой мировой войной – наличие портов, хорошие связи с внутренними регионами Союза, огромный неудовлетворенный спрос бурно развивающегося Союза, простой доступ к сырью.

Инвестиции и развитие промышленности начались сразу. Уже в 1940 г. началась реконструкция завода «ВЭФ». Но начавшаяся война прервала это. После окончания войны, с 1945 г., одновременно с восстановление разрушенного началась реконструкция промышленности и строительство новых предприятий.

К середине 70-х на ВЭФе работало 14 000 человек, а к концу 80-х - 20 000.   Но всё закончилось с приходом новой независимости.

В июле 1992 г. в Латвии был введен латвийский рубль. В момент введения он был приравнен к советскому (российскому) рублю, но уже в августе 1992 г его курс был повышен до 1,3 рос. рубля и в дальнейшем курс рос ежемесячно, постоянно удорожая продукцию латвийской промышленности и делая её не конкурентноспособной. Ведь повышение курса рубля с 1 до 1,3 означает повышение себестоимости и цен на 30%. А если это повторяется ежемесячно?

Падение производства в промышленности происходило катастрофическими темпами. Объем продукции уже в августе 1992 г. на заводе ВЭФ составил 63,4%. Постоянное увеличение курса латв. рубля относительно российского привело к постоянным убыткам от реализации продукции и израсходованию оборотных средств. Это усугублялось относительным ростом цен за местные энергоносители. Предприятия остались без оборотных средств и остановились. Министерство промышленности было ликвидировано, и судьба промышленности никого не интересовала. Предприятия умирали в одиночку, экономически совершенно свободными.

От крупнейшего и широко известного латвийского предприятия – ВЭФ-а, где работало 20 тыс. человек, и который зарабатывал для республики 580 млн. долларов, остались только осколки вспомогательных служб, на которых продолжает работать 200 – 300 человек. Пустующие корпуса завода площадью 75 тыс. кв. метров купил по дешевке итальянский предприниматель Э. Преатони и устроил там  торговый центр.

(По материалам газеты "Ракурс", по статьям Э.Буйвида)

Категория: Воспоминания о ВЭФе | Просмотров: 890 | Добавил: taurus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]