Главная » 2005 » Ноябрь » 25 » «НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!»
4:38 AM
«НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!»

"Мои зрители в кинотеатры не ходят" - такое горькое признание прозвучало из уст народного режиссера России (хоть и нет такого официального звания) Станислава ГОВОРУХИНА. Но на премьеру его нового фильма "Не хлебом единым" (по роману Владимира ДУДИНЦЕВА) в рижский Дом Москвы пришли как раз зрители Говорухина. Потому и разговор после картины получился по-настоящему откровенным.
Ообый настрой придало и присутствие в зале посла России в Латвии Виктора КАЛЮЖНОГО, который опроверг слухи о своей отставке и открыл фильмом Говорухина Дни кино России в Риге (в рамках совместного проекта Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ и правительства Москвы). На открытие дней, к слову, приехал не только режиссер Станислав Говорухин, но и актриса Светлана ХОДЧЕНКОВА, сыгравшая в его ленте главную роль.
Предлагаем вашему вниманию выдержки из ответов Говорухина на многочисленные вопросы зрителей.
Станислав Говорухин


Об исторической памяти
- За последние годы я снял три фильма - "Ворошиловский стрелок", "Благословите женщину" и "Не хлебом единым", - рассказал Станислав Говорухин. - В основном они - о прошлом. Почему? Во-первых, "лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии". Сегодня лучше понимаешь, вернее - начинаешь понимать то время. Во-вторых, когда знаешь историю легче ориентироваться в современности.И вот ещё какая вещь.Любые революции первое что делают, - это заставляют народ забытьпрошлое. А ещё лучше - возненавидеть его. Так было после Октябрьской революции: всё, что было в царской России - плохо. Так было и после буржуазной революции 1991 года: все, что было в советском периоде, - плохо. Все отринуть, все забыть!
А ведь уважение к минувшему отличает образованного человека от дикаря - это сказал Александр Сергеевич Пушкин. И мне хотелось сказать своими двумя последними фильмами, что не все было плохо. Я не хочу в то время - оно очень тяжело досталось нашей семье. Мой отец не успел меня повидать и был погублен той властью только за то, что был донской казак... Но тогда было и очень много хорошего, что не мешало бы нам вспомнить и вернуть в наше настоящее.
Мои герои - это те, кто способен защитить себя, отстоять свое достоинство, защитить женщину, ребенка, Родину. Мужество - это не дать страху смерти руководить твоей жизнью.

О ком сегодня снимать? Мне глубоко противны белобилетники, которые с экранов телевизоров говорят, что в армии могут служить только лохи и нищие, придурки. О них, что ли, снимать? Ну нет!
О латвийском министре культуры
- Я прочел интервью вашего министра культуры (недавнее интервью Хелены ДЕМАКОВОЙ газете "Вести Сегодня". - Авт.). Она рассуждает: мы вот с президентом недавно ездили в Армению, Грузию и Азербайджан; они отстали от нас лет на 20 минимум; мы летели в вертолете, и там, представляете, не оказалось наушников; а в Азербайджане мы уже на вертолете не летали, а ездили на машине, и вы знаете, мы стали искать ремни безопасности на заднем сиденье - их не оказалось...   Девушка перепутала технический прогресс с цивилизацией. Ремни безопасности и наушники  это технические изобретения. И придуманы они, кстати, не в Латвии. Но она не заметила уровень культуры той же Грузии. Грузинский кинематограф - это и есть цивилизация. Он оказал влияние на весь мировой кинематограф, в том числе и на латвийский...
Меня это интервью поразило. Я даже не знал, что делать, - смеяться или жалеть вас. Это ужасно, когда люди так рассуждают и когда они думают, что ремни безопасности - это и есть верх цивилизации. Жалко мне вас стало.>

О бездарности и таланте 
- "Золушка" - в публичном доме, "Пиковая дама" - в поликлинике, Лиза - на раскладушке... Это не только в Латвии. Это - всеобщее поветрие. Это вывернутый наизнанку общественный вкус, когда бездарность выдают за талант, а талант - за бездарность. Это особенно в театре заметно. В московских театрах герои Островского - в кроссовках, Гамлет - в бронежилете, Тартюф - в тюремной робе. Это все, на что у них хватает мозгов.   Беда! Потому что стоит однажды похвалить что-то ложное в искусстве, говорил Лев Толстой, как в эту дверь немедленно хлынут все лицемеры от искусства. Стоит раз поддержать Гамлета в бронежилете, как все бездари бросятся переделывать классику. С этим бороться надо. Но как? Кому напишешь жалобу? Сам не знаю, как с этим бороться.
Я лично уже не авторитет. Недавно я взял новый энциклопедический словарь. Смотрю - меня там нет. Раньше был, даже несмотря на то, что не снял фильмы которые должен был бы снять. А теперь все есть, кроме меня. Такой никчемный, неинтересный режиссер-ремесленник. Мой голос уже никто не слышит (голоса в зале: "Неправда!" - Авт.).  
О разрушителях и разочаровании  
- Жизнь, конечно, не ухудшилась. Но разочарование, которое нас постигло, - оно огромно. Хотели построить демократическую Россию, построили - криминальную. Боролись против того строя с его мздоимством, взятками и прочим, а получилось еще хуже.   К сожалению, правда не всегда побеждает, как в фильме. Хотя я живу под девизом Александра Невского: "Не в силе Бог, а в правде". Жизнь коротка, и мы видим зачастую обратное. Мы живем в жестокий век, что делать. Я всегда еду сюда или в другую страну, к брошенным 14 лет назад нашим соотечественникам при первой возможности. Это - моя боль, моя беда. Я чувствую ответственность за тех идиотов, которые в финской бане решили судьбу огромного государства.   Сегодня Россия поднимается с колен. Но так медленно, что боюсь, не упала бы опять. Что медленно - это логически понятно. Разрушить можно за годы, а восстановить - за десятилетия...
О власти и народе
- С сегодняшней точки зрения - если послушать, почитать литературу, - все не так! Какое-то безумие: Маяковского - застрелили, Есенина - повесили, Горького - отравили, Чайковский - педераст. Мы уже 15 лет жуем эту туфту. Такое впечатление, что в советское время все сидели и ждали ареста. Ничего подобного. Энтузиазм был огромный - до 60-х годов, последних лет правления Хрущева. Тогда только люди начали понимать, что там, наверху, такие же воры, взяточники и идиоты, как внизу. А до этого времени была атмосфера надежды, ожидания, что завтра будет лучше. Особенно после войны, ведь реально было видно, что все становится лучше и лучше...
Народ верил во власть - ошибочно, но верил.А когда народ верит в свою власть, он может совершатьчудеса. Он и совершал их, пока не понял, что его дурят. Пока не открылись преступления власти. Но поймите главное: атмосфера была совершенно иная, не такая, как ее представляют в некоторых фильмах. Любой родитель скажет вам, что парень с девушкой могли гулять всю ночь, не боясь, что в деревнях дома вообще не закрывались. Это не значит, что я вас зову - давайте туда, в то время. Упаси Господи!
О кино и зрителях
- Мои зрители в кинотеатр не ходят. Иногда денег нет. А иногда не идут, потому что им противен запах этого кинотеатра. "Театр" в этом слове надо зачеркнуть: это - "киношка", где пахнет жареным маслом, рядом жуют попкорн, сзади - трахаются. Черт-те что! Американское кино моим зрителям осточертело. Свое - плохое подражание Голливуду.   Правда, ситуация все же меняется. А до этого кто сидел в кинотеатре? Тинейджеры и офисная дурь, которая по уровню развития еще хуже подростков. Сейчас уже пошли взрослые, умные люди. Вот Федя Бондарчук снял картину, на которую пошли и дети, и взрослые ("9 рота". - Ред.)... Не знаю, что я буду снимать. У моих фильмов - никакой прокатной судьбы. Для того, чтобы прокат был успешным, фильм должен быть зрелищным и в него надо вложить огромное количество средств.
Я уже лет 30 хочу снять фильм по рассказу Станюковича "Пассажирка". Сюжет вкратце таков. На военное судно российской империи, которое стоит в Сан-Франциско, берут пассажирку - молодую вдову, генеральскую дочь. И весь военный корабль превращается в "любовную лодку". Вот такая история, но она требует сумасшедших денег...
 Записала Людмила АНИСИМОВА

Категория: Интересная современная информация | Просмотров: 583 | Добавил: taurus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]